Художественные сокровища России. Иконы

Богоматерь Казанская (в окладе). Начало ХХ века, Москва (после 1908 года). Оклад - мастерская С.И.Жарова

Я побывала в новой художественной галерее «Центр искусств. Москва», рассказала о малоизвестных картинах великих художников в статье «Художественные сокровища России». Но вот об иконах на этой выставке нужно рассказывать отдельно, ничего подобного я раньше не видела. Как, какими словами можно описать чудесные божественные изображения, созданные великими русскими мастерами, украшенные красочными каменьями и эмалью?

Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Вторая четверть XVIII века. Оружейная палата, Москва

Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Вторая четверть XVIII века. Оружейная палата, Москва

Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX -начало ХХ века, Москва Оклад - фабрика С.И. и В.И.Захаровых

Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX -начало ХХ века, Москва Оклад — фабрика С.И. и В.И.Захаровых

Выставочный проект «Художественные сокровища России» — беспрецедентное событие в культурной жизни Москвы, да и, пожалуй, всей России. О картинах великих мастеров, показанных в этой экспозиции, я рассказала в отдельной статье, обязательно почитайте. Об иконах особая речь. Они создавались в XIX веке или начале ХХ-го. Иконы эти принадлежат частным коллекционерам, и не выставлялись для зрителей более ста лет.

Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX-начало ХХ века. Москва. Оклад - мастерская И.Ф.Тараброва

Богоматерь Владимирская (в окладе). Конец XIX-начало ХХ века. Москва. Оклад — мастерская И.Ф.Тараброва

 

Богоматерь Владимирская (в окладе). Начало ХХ века, Москва

Богоматерь Владимирская (в окладе). Начало ХХ века, Москва

Иконы богато украшены окладами с драгоценными металлами, серебра с позолотой, с элементами эмали и с драгоценными камнями. В это время расцветает ювелирное искусство, мастера которого занимаются исключительно украшением иконы. Разнообразна техника эмали. Зрители увидят и перегородчатые эмали, и расписные эмали, и выемчатые эмали, все виды эмали, которыми богата история русского ювелирного искусства.

Богоматерь Касперовская (в окладе). 1896 год, Москва Оклад -мастерская И.Ф.Тараброва

Богоматерь Касперовская (в окладе). 1896 год, Москва Оклад -мастерская И.Ф.Тараброва

 

Богоматерь Владимирская (в окладе). Начало ХХ века, Москва

Богоматерь Владимирская (в окладе). Начало ХХ века, Москва

На выставке вы увидите, любезный мой читатель, изделия большинства известных ювелирных фабрик, выпускавших драгоценные оклады и киоты к иконам. Убором иконы является риза или оклад. Слово «оклад» появляется только в XVI веке. К тому же времени относится церковно-славянское слово «риза», то есть одеяние.

Богоматерь Казанская (в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад - мастерская Я.Ф.Мишукова

Богоматерь Казанская (в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад — мастерская Я.Ф.Мишукова

 

Богоматерь Казанская (в окладе). Первая половина XIX века, Москва. Оклад - фабрика П.А.Овчинникова

Богоматерь Казанская (в окладе). Первая половина XIX века, Москва. Оклад — фабрика П.А.Овчинникова

Икона Божьей Матери Касперовская изготовлена в Москве в мастерской золотых и серебряных дел Ивана Тараброва. Серебряный оклад иконы создан с использованием сложных техник: это перегородчатая горячая эмаль и роспись по эмали, скань, золочение, чеканка, гравировка и ручная полировка. Оклад полностью позолочен, кроме фрагментов ризы Богородицы.

Богоматерь Казанская (в окладе). Начало ХХ века, Москва (после 1908 года). Оклад - мастерская С.И.Жарова

Богоматерь Казанская (в окладе). Начало ХХ века, Москва (после 1908 года). Оклад — мастерская С.И.Жарова

 

Богоматерь Казанская (в окладе). Коне XIX века, Москва

Богоматерь Казанская (в окладе). Коне XIX века, Москва

Образ Богоматери Касперовская — один из почитаемых как чудотворный образ. Это византийский канонический тип иконы, получивший название «Умиление». Икона Богоматери Касперовская считается покровительницей морского и воздушного флота. Во время войн в Одессе, Севастополе, Херсоне ею благословляли войска, огневые батареи, им напутствовали сестер милосердия.

Богоматерь Скоропослушница (в окладе). 1880-е годы, Афон. Оклад 1888 год, фабрика Ф.А.Овчинникова

Богоматерь Скоропослушница (в окладе). 1880-е годы, Афон. Оклад 1888 год, фабрика Ф.А.Овчинникова

Богоматерь Печерская (в окладе). Начало ХХ века, Москва. Оклад - мастерская Ф.К.Смирнова

Богоматерь Печерская (в окладе). Начало ХХ века, Москва. Оклад — мастерская Ф.К.Смирнова

Дизайн интерьера выставочного помещения необычен, а создавал его Жюльен Боаретто, правнук Галы, жены и музы Сальвадора Дали. Вот как все необычно и загадочно переплетается в нашей жизни. Особая благодарность Николаю Меркурьеву и Марине Барановой за знакомство с иконами выставки «Художественные сокровища России». Особые слова благодарности я адресую автору проекта и главному создателю галереи «Центр искусств. Москва» Андриану Мельникову, а также директору по развитию Евгению Егорову.

Святитель Николай Чудотворе (в окладе). Первая половина XIX века, Ветка. Оклад - рубеж XIX-XX веков. Мастерская И.Ф.Тараброва

Святитель Николай Чудотворе (в окладе). Первая половина XIX века, Ветка. Оклад — рубеж XIX-XX веков. Мастерская И.Ф.Тараброва

Святой Николай Чудотворец Мирликийский (в окладе), XIX век, Москва

Святой Николай Чудотворец Мирликийский (в окладе), XIX век, Москва

Выставка «Художественные сокровища России» открыта до 14 февраля 2016 года, вы еще успеете ее посетить. Не забудьте, выходной день — понедельник. Часы работы с 10 часов до 17 часов. Во вторник пенсионеры могут пройти на выставку бесплатно. Полная стоимость билета 450 рублей, пенсионерам и школьникам 150 рублей, студентам 250 рублей, детям до 7 лет бесплатно. Если вы хотите посмотреть выставку с помощью виртуального гида, доплатите 300 рублей.

Святитель Николай Чудотворец (в окладе). Начало ХХ века, Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова

Святитель Николай Чудотворец (в окладе). Начало ХХ века, Москва. Оклад — мастерская Д.Л.Смирнова

Равноапостольные Кирилл и Мефодий )в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад - мастерская В.И.Тарасова

Равноапостольные Кирилл и Мефодий )в окладе). Конец XIX века, Москва. Оклад — мастерская В.И.Тарасова

«Центр искусств. Москва» расположен на территории комплекса Храма Христа Спасителя, входить нужно через сквер. Адрес Центра — улица Волхонка, 15. Проезд до метро Кропоткинская.

Господь Вседержитель (в окладе). 1893 год, Москва. Оклад - фабрика П.А.Овчинникова

Господь Вседержитель (в окладе). 1893 год, Москва. Оклад — фабрика П.А.Овчинникова

 

Господь Вседержитель (в окладе) 1893 год, Москва. Оклад - фабрика П.А.Овчинникова

Господь Вседержитель (в окладе) 1893 год, Москва. Оклад — фабрика П.А.Овчинникова

 

Господь Вседержитель (в окладе). Начало ХХ века, Москва

Господь Вседержитель (в окладе). Начало ХХ века, Москва

 

Господь Вседержитель (в окладе). Начало ХХ века, Москва. Мастерская Д.Л.Смирнова

Господь Вседержитель (в окладе). Начало ХХ века, Москва. Мастерская Д.Л.Смирнова

 

Святая Троица (Гостеприимство Авраама) (в окладе) 1896 год, И.С.Чириков, Москва. Оклад - мастерская Н.В.Немирова-Колодкина

Святая Троица (Гостеприимство Авраама) (в окладе) 1896 год, И.С.Чириков, Москва. Оклад — мастерская Н.В.Немирова-Колодкина

 

Преподобный Косма Маюмский и Мученица Акилина. 1901 год, И.С.Чириков, Москва

Преподобный Косма Маюмский и Мученица Акилина. 1901 год, И.С.Чириков, Москва

 

Спас Нерукотворный (в окладе). Начало ХХ века (после 1908 года), Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова

Спас Нерукотворный (в окладе). Начало ХХ века (после 1908 года), Москва. Оклад — мастерская Д.Л.Смирнова

 

Святитель Петр Митрополит Московский (в окладе), после 1913 года, Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова

Святитель Петр Митрополит Московский (в окладе), после 1913 года, Москва. Оклад — мастерская Д.Л.Смирнова

 

Преподобный Сергий Радонежский (в окладе). Начало ХХ века, мастерская В.П.Гурьянова, Москва. Оклад - мастерская Д.Л.Смирнова

Преподобный Сергий Радонежский (в окладе). Начало ХХ века, мастерская В.П.Гурьянова, Москва. Оклад — мастерская Д.Л.Смирнова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

38 комментариев к записи “Художественные сокровища России. Иконы”

  1. Хорошая статья и отличные фото.

  2. Иконопись — для меня это сложный жанр. Пока не могу достаточно проникнуться. Но, безусловно, это — одно из главных сокровищ и достояний любой национальной культуры.

  3. Что ни оклад — то шедевр ювелирного искусства. Когда начинаешь рассматривать внимательно- удивляешься, сколько всяких переплетений и техник. Я всегда удивляюсь, как люди могут создавать такую красоту. Ведь ладе просто придумать орнамент сложно, а воплотить всю идею в золоте, серебре, драгоценных камнях -это выше моего воображения.Гениально! Жаль. живу не в Москве, посетить выставку не получится. Спасибо за виртуальную экскурсию.

  4. Поразили своей красотой иконы Богоматерь Казанская и Святитель Николай Чудотворе, никогда раньше не видела оклад икон, выполненный с применением жемчуга. Красиво.

  5. Иконы какой то особой энергетикой обладают, они даже на фото какое то необъяснимое влияние оказывают. Нам в этом году тоже подарили большой календарь с иконой Богоматери Казанской.

  6. Создавать иконы на Руси умели. Даже целое направление искусства под это можно выделить.

  7. Как я люблю смотреть на иконы. Они меня просто завораживают…

  8. Какая красота! Глаз от икон не оторвать.

  9. Поразило не столько художественное написание икон, как их оформление. Оклады сами по себе — художественные произведения искусств.

    • Леночка, я сама была поражена красотой и оригинальностью окладов. Я таких окладом никогда не видела. Моя бабушка в деревне украшала иконы расшитыми полотенцами, засушенными цветами, красивыми безделушками, что еще можно было найти тогда в деревне.

  10. Очень красивые иконы. Согласна с вами, Валентина, что словами трудно описать всю красоту икон, передать настроение. Смотришь на иконы, любуешься и думаешь о своем.

  11. Я представляю как это красиво смотрится в живую! Бесподобные иконы! Никогда не видела оформление жемчугом.

  12. До чего талантливы люди, создавшие такие прекрасные иконы!Смотрела — рассматривала долго каждую икону Божьей Матери, столько в них чистоты и непорочности Девы Марии. А какие оклады, загляденье! Жаль, что мне не пришлось побывать на такой выставке!

  13. До чего же красивые иконы, впервые вижу их в таком количестве! Спасибо, Валентина!

  14. Это серьезные мастера писали эти Божественные иконы.

  15. elza:

    Валентина, я восхищаюсь вами! Вы создали второй сайт, и я с огромным уважением поздравляю вас! Всегда с удовольствием читаю ваши статьи об искусстве. Надеюсь, буду частым гостем и на этом сайте. Продолжайте в том же духе. Удачи!

    • Спасибо, дорогая Элза! Я чувствую Вашу поддержку, читаю Ваши добрые слова, и у меня появляется уверенность, что я делаю правильно, хотя не хватает времени и сил на все задуманное. Трудно даются технические работы. Сначала все хотелось писать для души, а теперь хочется и денег заработать, чтобы нанять технических специалистов. Прозаика, проза жизни :)). Поскольку я человек эмоциональный, а впечатлений слишком много и в Москве, и в путешествиях, так хочется поделиться с друзьями. Еще раз Вас благодарю за теплые слова. И Вам желаю больших успехов и в виртуальном мире, и в настоящем!!!

  16. Очень хочу на эту выставку попасть, я обожаю на них смотреть, сразу такое просветление наступает.

  17. Иконы, да еще и в окладах, вышитых бисером, смотрятся великолепно. В Москве проводятся интереснейшие выставки. В глубинке мы можем только любоваться этими работами по ТВ или интернету. Или нужно ехать в Москву.

  18. Удивительно, когда сразу в одном месте собирают столько бесценных экспонатов, художественных сокровищ России. Сегодня была в церкви, недалеко от дома, у нас она старинная, основана в 1711 году, есть в ней тоже сокровищницы — старинные иконы, к которым всегда ходят люди на поклон.

  19. Уникальная выставка и сами иконы! Здорово, что удается Вам, Валентина, посещать такие мероприятия.Вместе с Вами и мы в провинции можем быть чуть ближе к ним.

Оставить комментарий